А.Н. Павлов. Высокоуровневые методы информатики и программирования

 

1.5. Объектно-ориентированное проектирование и программирование

            Реальный мир, который нас окружает, состоит из отдельных объектов. Каждый объект обладает собственными свойствами и для чего-то предназначен. Между объектами устанавливаются связи, а проявлять себя объект начинает тогда, когда к нему обращаются. В результате выполнения каких-либо действий с объектом, появляется выходная информация, которая необходима для дальнейшей работы или для передачи на другой объект. Получается, что в реальном мире происходит событие с объектом, которое порождает выходные сигналы для передачи другим объектам. Событие порождает действие, на которое необходимо реагировать. Стремление создавать системы, состоящие из объектов, реагирующих на определенные события только в виртуальном мире, привело к разработке процедурных методов программирования. Т.е. таких методов, которые позволили описать внутреннее поведение объекта, в зависимости от заданных условий. Отображение действий, происходящих внутри объекта, стали называть процедурой, которая оформляется в виде инструкции. Инструкции, как правило, являются типовыми, поэтому из них стало возможным собирать модель поведения объекта. Задачей разработчика программного обеспечения стало – дать описание объекта, который выполняет некоторые действия. Следовательно, в отличие от функционального подхода, потребовалось сосредоточить внимание на построении таких схем, в которых главное внимание,  следует уделять событию, происходящее с объектом и процедурам, которые должны реагировать на свершившееся событие. Непосредственно реализация проекта программного обеспечения стало осуществляться с помощью объектно-ориентированного программирования.  

Объектно-ориентированное программирование определяется как технология создания сложного, программного обеспечения, основанная на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из которых является экземпляром определенного типии (класса), а классы образуют иерархию с наследованием свойств[4].  

В идеологии объектно-ориентрованного подхода используются достижения, накопленные в структурном подходе проектирования и модульном представлении описания предметной области. В частности, выделяется предметная область, в которой существует объект, выделяются его функциональные возможности, определяются информационные связи между объектами, каждое событие описывается в виде отдельного модуля (процедуры). На рис. 8 представлена обобщенная схема идеологии объектно-ориентированного подхода при проектировании системы.

Рис. 8. Обобщенная схема объектно-ориентированного подхода при проектировании систем

 

            Удобством использования объектно-ориентированного подхода является то, что появляется возможность при разработке программного обеспечения вести отладку описания каждого события, которое происходит с объектом. На приведенной схеме (рис. 8), видно, что объект 1 порождает два события, которые воздействуют на два независимых объекта (объекты 2 и 3), внутри этих объектов происходит преобразование информации по различным алгоритмам, для которых можно разрабатывать и отлаживать программные модули в любой последовательности. Действие объекта 4 будет определяться наличием двух событий, которые сгенерируют по итогам работы объекты 2 и 3, это значит, что заранее можно определить порядок поведения объекта 4,  и проводить разработку алгоритма его работы независимо от готовности предыдущих программных модулей.

           

 

Hosted by uCoz