А.Н.
Павлов. Высокоуровневые методы информатики и программирования
1.5. Объектно-ориентированное проектирование и программирование
Реальный мир, который нас
окружает, состоит из отдельных объектов. Каждый объект обладает собственными
свойствами и для чего-то предназначен. Между объектами устанавливаются связи, а
проявлять себя объект начинает тогда, когда к нему обращаются. В результате
выполнения каких-либо действий с объектом, появляется выходная информация,
которая необходима для дальнейшей работы или для передачи на другой объект.
Получается, что в реальном мире происходит событие с объектом, которое
порождает выходные сигналы для передачи другим объектам. Событие порождает
действие, на которое необходимо реагировать. Стремление создавать системы,
состоящие из объектов, реагирующих на определенные события только в виртуальном
мире, привело к разработке процедурных методов программирования. Т.е. таких
методов, которые позволили описать внутреннее поведение объекта, в зависимости
от заданных условий. Отображение действий, происходящих внутри объекта, стали
называть процедурой, которая оформляется в виде инструкции. Инструкции, как
правило, являются типовыми, поэтому из них стало возможным собирать модель
поведения объекта. Задачей разработчика программного обеспечения стало – дать
описание объекта, который выполняет некоторые действия. Следовательно, в
отличие от функционального подхода, потребовалось сосредоточить внимание на
построении таких схем, в которых главное внимание, следует уделять событию, происходящее с объектом
и процедурам, которые должны реагировать на свершившееся событие. Непосредственно
реализация проекта программного обеспечения стало осуществляться с помощью
объектно-ориентированного программирования.
Объектно-ориентированное программирование
определяется как технология создания сложного, программного обеспечения,
основанная на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из
которых является экземпляром определенного типии (класса), а классы образуют
иерархию с наследованием свойств[4].
В идеологии объектно-ориентрованного
подхода используются достижения, накопленные в структурном подходе
проектирования и модульном представлении описания предметной области. В
частности, выделяется предметная область, в которой существует объект,
выделяются его функциональные возможности, определяются информационные связи между
объектами, каждое событие описывается в виде отдельного модуля (процедуры). На
рис. 8 представлена обобщенная схема идеологии объектно-ориентированного
подхода при проектировании системы.
Рис. 8. Обобщенная схема
объектно-ориентированного подхода при проектировании систем
Удобством использования объектно-ориентированного подхода является то, что появляется возможность при разработке программного обеспечения вести отладку описания каждого события, которое происходит с объектом. На приведенной схеме (рис. 8), видно, что объект 1 порождает два события, которые воздействуют на два независимых объекта (объекты 2 и 3), внутри этих объектов происходит преобразование информации по различным алгоритмам, для которых можно разрабатывать и отлаживать программные модули в любой последовательности. Действие объекта 4 будет определяться наличием двух событий, которые сгенерируют по итогам работы объекты 2 и 3, это значит, что заранее можно определить порядок поведения объекта 4, и проводить разработку алгоритма его работы независимо от готовности предыдущих программных модулей.