Часть 1. Сведения о работе
пользователя с Web-сервером.
1.1. Работа с Web-сервером.
Идеология создания технологии «клиент-сервер»
основана на том, что Web-сервер обеспечивает пользователя
всего лишь копиями Web-страниц, которые находятся в специализированном разделе. Поэтому
пользователь не может провести какие-либо видоизменения страницы и отправить их
обратно. Сразу возникли сложности с внедрением в жизнь систем для работы с Web-приложениями, которые позволяют
вносить данные в специализированные окна, а затем отправлять их для длительного
хранения. Интерактивность любой системы во многом способствует привлечению
интереса пользователей к ее возможностям, а как следствие – организовывать в
сети коллективную работу над созданием или обработкой документов и массивов
данных. При создании интранет-систем в организациях,
всегда стремятся учитывать потребности потенциального потребителя, при
использовании преимуществ Web-технологий. Не надо забывать, что когда речь
заходит об интранет, то совсем не обязательно
стремиться к построению настоящей системы с серверами и сайтами, которые
работают только под поддержкой серии протоколов TCP/IP. Часто стремятся
стандартизировать способы формирования выходных документов и обмена ими между
подразделениями, преобразуя документы в обычные Web-страницы. Имеется в виду,
что HTML-формат
является главным для обмена документами в организации. Просмотр таких
документов осуществляется единым средством – программами типа Internet Explorer. Цель такого введения – ограничить
специалистов от внесения добавлений и исправлений в уже существующий материал,
и переданного для всеобщего обозрения. Кроме того, документы в формате HTML можно размещать на Web-сервере организации для
представления доступа сторонним пользователям. Не надо забывать и об архивации
документов, которые должны быть унифицированы и доступны по запросам пользователей.
Таким образом, становится понятным, что архитектура сети интранет,
может быть различной, все зависит от тех функциональных обязанностей, которыми
наделены пользователи при работе с документами и их положения в технологической
цепи делового процесса. Самое главное то, что пользователям интранет
приходится использовать в своей профессиональной деятельности разнообразные
приложения, которые могут носить частный характер, локальный и глобальный. В
том случае, когда требуется вести работу на автономном рабочем месте по
проведению расчетов, заполнению типовых форм и т.п., в этом случае,
целесообразно иметь приложения непосредственно на компьютере пользователя.
Безусловно, в дальнейшем законченными материалами должны воспользоваться и
другие сотрудники, вот тут и приходит на помощь стандартизация, т.е.
преобразование готовых документов в формат HTML и отправка их на сервер приложений
или файловый сервер организации. Другие специалисты, уже будут использовать эти
приложения в качестве справочного материала, который легко раскрывается в
браузере, а найти этот материал можно с помощью справочника системы, который ведется
в виде реестра готовых документов (приложений) и открывается так же с помощью
браузера. Наконец, при организации коллективной работы с документами, встает
задача доступа к документу, внесение в него исправлений и отображения на всех
местах пользователей, которые работают с этим документом. Такую задачу можно
решить при использовании двухзвенной работы с Web-сервером организации. Когда все
изменения и дополнения пользователей обрабатываются на сервере приложений,
подключенного к Web-узлу организации. Такая работа осуществляется только при использовании
технологии «клиент-сервер», когда на стороне Web-сервера создаются сценарии
обработки входных данных и распределения изменений во все открытые копии
документов. Не надо буквально воспринимать, что все пользователи одновременно
начнут править текст документа, речь идет о том, что документы пополняются
различными сведениями в виде текстового, цифрового и графического материала на
каждом рабочем месте. Такая деятельность имеет право на существование, когда
многие работы в деловом процессе базируются на использовании одной и той же
начальной форме, выполняются почти параллельно и не зависят друг от друга.
Таким образом, можно сделать
заключение, что в интранет-сети одновременно следует
поддерживать три вида архитектуры распределения приложений для пользователей,
и, соответственно поддерживать их программными, техническими и организационными
средствами [8, стр. 20]. Кратко каждый вид архитектуры сети интранет
при работе с приложениями со стороны пользователя, можно охарактеризовать
следующим:
§ Настольная архитектура, когда все
приложения находятся на рабочем месте пользователя или он их запрашивает с
сервера приложений.
§ Файл-серверная архитектура, когда
все приложения и информационные ресурсы находятся на файловых серверах и
серверах приложений. Пользователь использует и те, и другие, получая копии на свое
рабочее место. После выполнения работ результаты возвращаются на сервер с
внесенными изменениями и добавлениями (преимущественно при выполнении
последовательных операций по обработке документов).
§ Распределенная архитектура, когда
используется технология «клиент-сервер», все приложения и документы находятся
на Web-сервере,
пользователь имеет возможность работать только с «образом» документа.
У каждого из перечисленных
вариантов распределения приложений в организации существуют положительные и
отрицательные стороны. На рисунке 1.1. представлены наиболее значимые плюсы и
минусы, в зависимости от выбора архитектуры работы с приложениями в
организации.
Рис. 1.1. Варианты организации работы с
приложениями в организации