Тема 5.
Автоматизация работы пользователя при вводе данных в таблицы
Цель
изучения темы: научиться использовать
Построитель выражений для задания условия контроля вводимых данных в поля
таблицы, освоить работу мастера построения масок ввода, изучить технологию
использования Мастера подстановок при заполнении полей таблицы.
5.1
Использование построителя выражений для контроля вводимых данных в
таблицы
1.
Откройте таблицу
«Личные сведения» в режиме конструктора, добавьте новое поле «Год рождения».
Щёлкните правой кнопкой мыши около поля
«Фотография», выберите строку с командой .
2.
Для поля «Год
рождения» установите тип поля – Числовой,
а в свойствах поля установите – Целое.
3.
В строке с наименованием «Условие на значение»
(в свойствах поля) щёлкните по значку для открытия
построителя выражений (Рис. 43 на перднем плане построитель выражений с
введённым условием).
Рис. 43.
Установка условия проверки содержимого поля «Год рождения»
4.
Введите условие
для проверки содержимого поля «Год рождения», как показано на рисунке 43 (), где в квадратных скобках указывается имя поля, а
затем условие, которое должно выполняться.
5.
Закройте
построитель выражений кнопкой «ОК», сохраните таблицу.
Откройте таблицу «Личные сведения», начните заполнять
данными в поле «Год рождения». Обратите внимание, если будет нарушено условие,
например, введено число <=1994, то при переходе к следующей записи, появится
сообщение, как показано на рисунке 44.
Рис. 44. Сообщение
об ошибке, в случае нарушения условия
1.
Как открыть построитель выражений в режиме конструирования
полей таблицы?
2.
Какие функции можно использовать в построителе выражений?
3.
Как будет реагировать система, в случае ввода в таблицу
данных, которые не соответствуют выбранному условию?
5.2.
Создание маски ввода для контроля данных
Маска позволяет при вводе информации показывать в поле
готовый шаблон, в который заносятся данные. Как правило, маски ввода
используются в текстовых, числовых, денежных полях и полях типа Дата/время.
Например, необходимо контролировать правильность ввода телефонных номеров. Для
создания маски ввода, необходимо выполнить:
1.
Открыть таблицу
«Личные сведения» в режиме конструктор, выделить поле с именем «Телефон»,
установить длину поля, например, 25 символов (больше не потребуется).
2.
В свойствах поля
(Общие) в строке «Маска ввода» раскройте список шаблонов символом справа , после чего система обязательно даст сообщение (Рис.
45), в котором следует выбрать кнопку с именем «Да». После чего будет открыто
окно с наименованием «Создание масок ввода» (Рис. 46).
Рис. 45.
Подготовка системы к использованию шаблонов маски ввода
Рис. 46.
Начальное состояние окна «Создание масок ввода»
3.
Окно с
наименованием «Создание масок ввода» (Рис. 46) содержит несколько кнопок.
Обратите внимание, что в этом окне уже имеются шаблоны с масками, которые можно
также выбирать, а затем в них вводить исправления и добавления. В окне
«Создание масок ввода» нажмите на кнопку . В появившемся окне заполните текстовые окна, как
показано на рисунке 47. В окно – Описание введите название создаваемой маски
ввода. В окно – Маска ввода необходимо ввести параметры, по которым будут
вводиться данные в таблице. В двойных кавычках указано «Код города» - это
подсказка, которая будет появляться в текстовом окне таблицы в поле «Телефон».
Цифры 99 обозначают, что можно (но не обязательно) ввести любые цифры, кроме
других символов, а круглые скобки будут появляться в поле. Знак дефис (тире)
является символом, используется в качестве разделения блоков цифр. Ноль в
шаблоне обозначает, что вводить требуется в обязательном порядке любые цифры
(от 0 до 9).
Рис. 47.
Окно для настройки маски ввода при её создании вручную
На рисунке 48 представлено окно «Создание масок
ввода», в котором появляется название, созданной маски. Можете выделить
созданную маску ввода, а затем проверить, как она работает, введя окно с именем
«Проба» номер телефона. Если вас не удовлетворит результат, то щёлкните по
кнопке , и повторите операцию создания маски ввода. В том
случае, если тест прошёл удачно, то нажмите на кнопку . Обратите внимание, что при создании маски вручную
(Рис. 47) есть некоторые отличия при подготовке маски от того, как она будет
отображаться в таблице.
Рис. 48.
Отображение созданной маски ввода библиотеке шаблонов
На следующем шаге (Рис. 49) система позволяет изменить
маску ввода, например, можно выбрать другой символ заполнителя (по умолчанию
устанавливается знак заполнителя _ подчёркивание).
Рис. 49.
Диалоговое окно для изменения маски ввода
Следующим шагом создания маски ввода, является вид
хранения данных в таблице. Нажав на кнопку , вы увидите диалоговое окно, которое показано на
рисунке 50.
Рис. 50.
Диалоговое окно для выбора варианта хранения данных
В следующем окне, система даст подтверждение о
завершении подготовки маски ввода в виде сообщения: , нажмите на кнопку , закройте режим конструктора, и приступайте к
заполнению данными в поле «Телефон» (Рис. 51).
Рис. 51.
Заполнение поля «Телефон»
Обратите внимание, что в режиме конструктора для поля «Телефон»
в окне «Свойства поля», будет отражена маска ввода: , вы можете внести некоторые исправления
непосредственно в это окно. При установке курсора в незаполненное поле
«Телефон» потребуется либо щёлкнуть указателем мыши по пустой ячейке, чтобы
увидеть маску ввода, либо нажать на клавишу – Пробел.
1.
В каких случаях
удобно использовать маски ввода?
2.
Что надо сделать,
чтобы выбрать готовый шаблон маски ввода?
3.
С чего следует
начать при создании маски ввода «с нуля»?
4.
Как осуществить
внесение исправлений в маску ввода, которую выбрали для определённого поля?
5.3. Создание списка с множественным значением данных
В реальной жизни приходится сталкиваться со случаями,
когда у одной записи появляется поле, содержащее несколько однотипных данных.
Поэтому, при построении реляционной базы данных создают несколько повторяющихся
записей в таблице, например, для учащегося, который сдавал экзамены по
математике, физике и ряду других дисциплин, придётся создать строки с
одинаковыми фамилиями, а полям задать название дисциплины, оценка, дата сдачи и
т.п., получается очень громоздко. Можно создать отдельные таблицы по каждой
дисциплине, но при этом опять в каждой таблице должна появляться одна и та же
фамилия. А как сделать так, чтобы в одном
поле таблицы увидеть сразу несколько перечислений данных? Решение такой
задачи осуществляется вводом в таблицу поля с повторяющимися записями.
Предположим, в отделе кадров ведут учёт индивидуальных
надбавок сотрудникам организации. Каждая надбавка назначается в разное время, а
бухгалтерия на основе приказа должна учитывать эти надбавки при выдаче
заработной платы. Допустим, что каждая надбавка выражается коэффициентом от
основной ставки сотрудника. Хотелось бы такие данные для сотрудника отображать
в одном поле. Решение такой задачи осуществляется с помощью мастера
подстановок, попробуем это увидеть на конкретном примере, выполнив несколько
шагов.
Шаг 1. Создание таблицы.
Создайте новую таблицу в MS Excel, назовите
её, например, «Доплаты», которая показана ниже, сохраните таблицу в виде
отдельного файла - Доплаты.xlsx.
Таблица 2. Наименования доплат в организации
Вид доплаты |
Коэффициент доплаты |
За секретность |
0,25 |
Знание ин. языка |
0,15 |
Наличие учёной степени |
0,4 |
Нет |
0 |
Шаг 2. Подсоединение таблицы к базе данных.
В базе данных активизируйте вкладку «Внешние данные»,
выберите , заполните окно «Внешние данные» (Рис. 52)
Рис. 52. Импорт внешней таблицы в базу данных
Обратите
внимание, что выполнение операций на шаге 2, осуществляется аналогично, как это
выполнялось в разделе 3.3. Ключ в таблице не устанавливать, сохранить в базе
данных новую таблицу можно, например, под именем .
Шаг 3.
Создание нового поля в таблице.
Откройте таблицу «Личные данные» в режиме Таблица.
Выберите команду «Новое поле», для этого на Вкладке «Режим таблицы»
активизируйте ярлык «Поля», на котором щёлкните по иконке (Другие поля).
В раскрывшемся списке выберите команду . Будет открыто диалоговое окно «Создание
подстановки». Выберите пометку , и нажмите на кнопку . В следующем окне выберите из списка строку: , нажмите на кнопку .
В следующем окне (Рис. 53) перенесите из левого окна в
правое окно поля «Вид доплаты» и «Коэффициент доплаты» (выделите имя поля и
нажмите на кнопку ).
Рис. 54.
Выбор имени поля подстановки
В открывшемся диалоговом окне, можете выбрать порядок
сортировки для данных в поле (не обязательно), и нажмите на кнопку .
В следующем диалоговом окне (Рис. 55) выполните
действия по созданию ширины столбцов, нажмите на кнопку .
Рис. 55.
Подготовка поля для встраивания в таблицу «Личные сведения»
Обратите внимание, что при создании нового поля в подчинённой
таблице будут отображаться только те данные, имя которых необходимо выбрать в
окне, представленном на рисунке 56.
Рис. 56.
Выбор вида данных, которые будут отображаться в подчинённой таблице базы
На следующем этапе, задайте подпись - наименование
поля в таблице (Рис. 57), сделайте
пометку , и нажмите на кнопку , после чего в таблице «Личные сведения» появится
новое поле «Доплаты».
Рис. 57.
Заключительный шаг создания поля подстановки
Шаг
4. Заполнение данными поля в таблице.
Заполните данными поле «Доплаты» в таблице «Личные
сведения». Поле «Доплаты» будет содержать раскрывающийся список (Рис.58), в
котором можно выбирать несколько вариантов доплат для конкретного сотрудника,
делая пометку в элементе (флажок), например, как показано на рисунке 58.
Рис. 58.
Раскрывающийся список в таблице «Личные сведения»» с данными из поля «Вид
доплаты» таблицы «Доплаты»
Пример отображения данных, имеющих множественное
значение в таблице «Личные сведения», показан на рисунке 59. В дальнейшем будет
показано, как можно использовать такие данные при создании запросов к базе
данных и проводить вычисления.
Рис. 59.
Пример отображения данных, имеющих множественное значение
1.
В каких случаях
удобно использовать уже готовые данные в других таблицах базы данных?
2.
Как выбрать
необходимые данные для переноса в другую таблицу?
3.
Как будут
отображаться в таблице данные, которые перенесены из другой таблицы?
4.
Что необходимо сделать,
чтобы в новом поле таблицы отображалось множественное значение данных из
таблицы источника?
5.
Каким образом
можно добавить или изменить набор данных в списке, который получен методом
создания подстановки?