Практические
занятия по дисциплинам:
ИНФОРМАТИКА и ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ
А.Н. Павлов
Объект в Windows – это то, что имеет
определённые свойства и с чем можно выполнять какие-либо действия, начиная с
рабочего стола, и кончая символом, форма, размеры и оформление которого также
могут быть изменены. Каждый объект уникален, т.е. имеет свой оригинальный набор
свойств. Объекты можно перемещать и встраивать в приложения Windows.
Существуют объекты, которые можно создавать на основе специализированных
программ. О таких объектах и пойдёт речь в данном разделе. Чтобы задать
свойство объекту, его необходимо вставить в документ Word,
так, на рисунке 1 представлено диалоговое окно, в котором можно выбрать
наименование объекта, а затем с ним производить определённые действия.
Рис. 1. Список объектов, которые
можно вставить в документ Word
На
примерах выполнения заданий, рассмотрим некоторые объекты, встраиваемые в
документ Word.
Общий подход, к встраиванию объекта в документ заключается в том, что
необходимо на вкладке – Вставка в группе – Текст раскрыть пиктограмму , а затем выбрать строку с
командой , на вкладке - Создание найти
наименование объекта, который доступен для размещения в книге Word.
Задание 1. Изучить возможности
надстройки построения организационных диаграмм
Цель
выполнения задания – освоить технологию построения организационных диаграмм с
помощью специального программного продукта – Надстройка организационных диаграмм
для приложений Microsoft Office.
При создании распоряжений по организации, формировании
штатной расстановки, подготовки пояснительных записок к проектам, в качестве
иллюстраций создают структурные схемы. Используя возможности Word 2010,
такую схему можно создать с помощью специализированной программы: «Надстройка
построения организационных диаграмм». Посмотрите на рисунок 2, на котором
показан пример организационной диаграммы. Как видите, на диаграмме стремятся
создать понятный образ объекта, поэтому блоки располагаются в определённой
последовательности. Для создания собственного варианта организационной
диаграммы можно воспользоваться либо программным средством для построения организационной
в виде специальной надстройки (объекта), либо средством рисования диаграмм (SmartArt) в Word.
Рис. 2. Организационная
диаграмма фирмы
Последовательность
построения диаграммы заключается в следующем:
§
Открыть
новый документ Word,
сохранить его под именем - Структура.
§
Запустить
диалоговое окно «Вставка объектов», выбрать на вкладке – Создание строку: , после чего, появится в
документе Word условное изображение диаграммы и
программная надстройка для создания организационной диаграммы, как показано на
рисунке 3.
Внимание!!!
Если на вашем компьютере в окне Вставка объектов отсутствует строка , то начните выполнять задание 2.
Рис. 3. Программная надстройка
для создания организационной диаграммы
§
Изучить
содержание строки меню, последовательно раскрывая каждый пункт меню,
представленного на рисунке 4.
Рис. 4. Строка меню и набор
стандартных блоков для построения организационной диаграммы
- Масштаб, щёлкните место на диаграмме, чтобы
увеличить или уменьшить диаграмму.
- Для каждого создаваемого блока выберите тот
блок, к которому будет относиться подчинённый, а затем щёлкните по рамке.
- Коллега (может быть слева и справа) для
добавления блока, щёлкните по нему, а затем подведите курсор к рамке
прямоугольника, чтобы подсоединить новый блок.
- Руководитель всегда сверху, поэтому курсор
надо подводить к рамке прямоугольника сверху.
- Для каждого добавляемого помощника выберите
эту команду, а затем щёлкните по рамке прямоугольника (блока), к которому
должен быть присоединён помощник.
- Текст, сначала необходимо щёлкнуть по полю
прямоугольника (выделить его), а затем щёлкнуть по элементу, чтобы ввести
текст.
- Выбор, чтобы выделить элемент или рамку,
необходимо щёлкнуть по элементу (утопить), а затем подвести курсор к нужному
элементу на диаграмме.
В
строке меню группа позволяет задать порядок формирования блоков
диаграммы. Выделено несколько групп для общей компоновки блоков диаграммы, а
также для расположения помощников и руководителей. На рисунке 5 представлены
варианты расположения блоков для построения организационной диаграммы.
Рис. 5. Блоки для выбора
варианта расположения элементов диаграммы
§
Построить
вариант организационной диаграммы, используя возможности команд меню надстройки
для построения организационных диаграмм.
§
Закрыть
окно надстройки организационных диаграмм.
§
Сохранить
документ.
Задание
2. Создать организационную диаграмму в виде рисунка
Цель выполнения задания – освоить возможности объекта – SmartArt для визуального представления информации в виде организационной диаграммы.
В качестве примера создания
диаграммы, воспользуйтесь схемой, которая представлена на рисунке 3. Для
выполнения задания необходимо выполнить:
§ На ленте выбрать закладку Вставка, и раскрыть пиктограмму - Визуальное представление информации в виде рисунков SmartArt, после чего, будет открыто окно (рис. 6).
Рис. 6. Окно для выбора построения организационной диаграммы
§ Выбрать форму рисунка – Иерархия, отметить вид представления диаграммы и нажать на кнопку ОК, после чего, на ленте будет добавлена вкладка – Конструктор, а на документе Word появится заготовка рисунка с отображением выбранного варианта иерархической схемы.
§ Изменить конфигурацию иерархической схемы (либо воспользуйтесь образцом, который показан на рис. 2, либо придумайте собственную схему). Для управления, вводимыми изменениями, воспользуйтесь группой инструментов – Создать рисунок, которая находится на вкладке – Конструктор. На рисунке 7 показаны команды добавления фигур и коррекции макета, которые находятся в группе – Создать рисунок.
Рис. 7. Варианты добавления фигур (блоков) на диаграмме, а также создания структуры расположения блоков
§ Оформить окончательно организационную диаграмму, введя в блоки необходимый текст, и изменить стили представления блоков.
§ Сохранить организационную диаграмму в отчёте.
Обратите внимание, что надстройка SmartArt позволяет создавать (конструировать) рисунки различной конфигурации со связями блоков, попробуйте воспользоваться другим вариантом представления рисунка, чтобы создать схему с выразительным представлением информации.
Задание 3. Вставить в документ
формулу и отредактировать её
Цель
выполнения задания – освоить правила встраивания готовых формул в документ Word
с последующей их
коррекцией.
Когда появляется необходимость внутри текстового документа
вставлять формулы сложной конфигурации, тогда целесообразно использовать
специальное средство для создания формул. Следует напомнить, что в приложении Word 2010
имеется целый набор уже готовых формул, которые легко использовать и
редактировать. Для обращения к режиму работы с формулами, необходимо открыть
вкладку – Вставка, в группе Символы выбрать пиктограмму , и щёлкнуть по значку
раскрывающегося списка, тогда будет открыто окно с наименованиями встроенных
формул (рис. 8).
Рис. 8. Окно со списком
встроенных формул
Предположим,
необходимо дать пояснения, что такое Бином Ньютона, и привести формулу для
вычисления биноминального ряда. Напомним, что под Бино́мом Нью́то́на
подразумевают формулу для разложения на отдельные слагаемые целой
неотрицательной степени суммы двух переменных.
Для
отображения формулы в документе достаточно выполнить следующие действия:
§
Открыть
список в пиктограмме .
§
Выбрать
готовую встроенную формулу из соответствующего окна, щёлкнуть левой клавишей
мыши. В документе получим следующую картинку (рис. 9):
Рис. 9. Отображение формулы в
документе
§
Следующий
шаг необходимо выполнить, чтобы изменить шрифт написания букв в формуле,
например, все буквы должны отображаться курсивом, 12pt. Эта операция может быть
выполнена только над всем объектом (попробуйте).
§
Проведите
замену букв в формуле на другие, сделайте вывод.
Обратите внимание, что корпорация
Microsoft всегда соблюдает тактику поддержки более ранних версий
своих программных продуктов в новых версиях. Так, например, может случиться,
что пользователь Word
2007\2010 должен подготовить документ с формулами для более ранних версий Word, тогда
можно воспользоваться вставкой объекта на страницу Word 2007\2010 для построения
формул, который имеет название: . Найти этот объект можно в окне
– Вставка объектов (Вставка-). На
экране пользователя будет отображаться панель инструментов для создания формул,
а лист Word будет отображаться в виде более
ранних версий текстового редактора Word, как показано на рисунке 10. После завершения создания
формулы, она будет отображаться в документе Word 2007\2010.
Рис.
10. Отображение листа Word при
использовании объекта для ввода формул -
Задание 4. Создать новую формулу
в тексте документа
Цель
выполнения задания - научиться создавать сложные формулы с помощью конструктора
формул.
Предположим, необходимо создать новую формулу, которой в
списке нет, тогда потребуется использовать режим конструктора формул. Обратите
внимание, что при обращении к строке – , в документе, где был
установлен курсор, появляется окно с наименованием – Место для формулы, а на
панели инструментов отобразится вкладка – Конструктор, а над ней вкладка –
Работа с формулами (рис. 11).
Рис. 10. Окно конструктора форм
Выполнение
задания по проектированию формулы с помощью конструктора заключается в
следующем:
§
Открыть
документ – Отчёт.docx, сделать в нём заголовок:
Работа с формулами.
§
Ввести
текст, который находится на рисунке 12.
Рис. 12. Задание для разработки
собственной формулы
§
Приступить
к проектированию формулы: Коэффициент конкордации
(рис. 12).
§
Сохранить
отчёт.
Задание 5. Создать логотип фирмы
Цель
выполнения задания – научиться объединять объекты, которые созданы различными
приложениями, и создавать собственный объект, который может иметь связи с
несколькими независимыми документами в среде Windows.
Логотип используется для вставки в бланки организации,
деловые документы, почтовые сообщения, на Web-страницах. Конечно, логотип
можно создавать с привлечением художника, но в данной работе показан принцип,
как можно использовать возможности текстового редактора Word
для создания
иллюстраций (логотипа). Перечень объектов, которые целесообразно использовать
при создании логотипа непосредственно в редакторе Word, собран на вкладке – Вставка в
группе – Текст. Часть объектов уже была использована в предыдущих примерах
выполнения заданий. На рисунке 13 показан сам логотип и указаны объекты,
которые были использованы для работы.
Рис. 13. Пример создания
логотипа средствами Word
Для выполнения
данного задания, потребуется осуществить следующие действия:
§
В
документе с именем – Отчёт.docx сделать заголовок: Создание
логотипа.
§
Установить
курсор на новой строке, на кладке – Вставка щёлкнуть левой клавишей мыши по
пиктограмме . В открывшемся окне выбрать
форму надписи и щёлкнуть по ней.
§
В
открывшемся окне – Изменение текста WordArt установить параметры шрифта, а затем ввести текст, в данном
примере введено: Моя фирма. Обратите внимание, что после появления надписи WordArt
на странице
документа появится новая панель инструментов с двумя вкладками – Формат и –
Работа с объектом, как показано на рисунке 14.
§
Провести
редактирование созданной надписи, используя на вкладке группу команд – Стили WordArt.
Рис. 14. Вкладка Формат с
группами команд для редактирования надписи WordArt
§
Установить
курсор ниже текста, открыть вкладку – Вставка, щёлкнуть по пиктограмме , в диалоговом окне – Вставка
объекта на вкладке – Создание, выделить строку с наименованием: , после чего в документе Word
будет открыт объект
– Paint
(рис. 15).
Рис. 15. Подсоединение объекта Paint
к документу Word
§
В
строке меню выберите Правка→Вставить из файла.
Найдите подходящий рисунок в диалоговом окне – Вставка из файла, выделите его,
и нажмите на кнопку .
§
Отмасштабируйте
рисунок по положению и по размеру.
§
На
панели инструментов Paint выберите
инструмент - текст, курсор мыши установите в окно с
рисунком и обозначьте место для ввода текста, удерживая левую клавишу мыши.
§
Отпустите
клавишу мыши, введите необходимый текст.
§
Перенесите
название фирмы (объект WordArt) на поле рисунка, для чего
щёлкните по объекту, а затем дайте команду – Вырезать (объект будет находиться
в буфере обмена). Обратите внимание, что рисунок появился в документе Word
без рамки.
§
Дважды
щёлкните левой клавишей мыши по объекту WordArt (рисунок с надписью), откроется
опять объект Paint.
§
Выберите
в строке меню Правка→Вставить, после чего объект
WordArt появится
на поле, создаваемого логотипа.
§
Нажмите
на пиктограмму - выделение, обведите созданную композицию, и
перетащите в левый верхний угол, как показано на рисунке 16.
§
Чтобы
логотип был небольшим, необходимо установить размеры его подложки (белое поле
на рис.16). Для этого передвиньте линейки прокрутки вниз и вправо, а затем
ухватитесь курсором мыши за чёрный прямоугольник и сдвиньте границы подложки
рисунка.
Рис. 16. Результаты объединения
объектов в окне Paint
§
Освободите
рисунок логотипа.
§
Сохраните
готовый логотип в виде отдельного файла с расширением .bmp, что в дальнейшем позволит
использовать его в различных документах, как объект, который будет иметь связь
с исходным файлом. При внесении изменений в логотип (файл с расширением .bmp) все
изменения будут отображаться в документах с этим логотипом. Проверьте, как это
работает на практике.
§
Сохраните
документ.