Практические занятия по дисциплинам:

ИНФОРМАТИКА и ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ

А.Н. Павлов

Тема 4. Работа с объектами

            Объект в Windows – это то, что имеет определённые свойства и с чем можно выполнять какие-либо действия, начиная с рабочего стола, и кончая символом, форма, размеры и оформление которого также могут быть изменены. Каждый объект уникален, т.е. имеет свой оригинальный набор свойств. Объекты можно перемещать и встраивать в приложения Windows. Существуют объекты, которые можно создавать на основе специализированных программ. О таких объектах и пойдёт речь в данном разделе. Чтобы задать свойство объекту, его необходимо вставить в документ Word, так, на рисунке 1 представлено диалоговое окно, в котором можно выбрать наименование объекта, а затем с ним производить определённые действия.

Рис. 1. Список объектов, которые можно вставить в документ Word

 

На примерах выполнения заданий, рассмотрим некоторые объекты, встраиваемые в документ Word. Общий подход, к встраиванию объекта в документ заключается в том, что необходимо на вкладке – Вставка в группе – Текст раскрыть пиктограмму , а затем выбрать строку с командой , на вкладке - Создание найти наименование объекта, который доступен для размещения в книге Word.

Задание 1. Изучить возможности надстройки построения организационных диаграмм

Цель выполнения задания – освоить технологию построения организационных диаграмм с помощью специального программного продукта – Надстройка организационных диаграмм для приложений Microsoft Office.

При создании распоряжений по организации, формировании штатной расстановки, подготовки пояснительных записок к проектам, в качестве иллюстраций создают структурные схемы. Используя возможности Word 2010, такую схему можно создать с помощью специализированной программы: «Надстройка построения организационных диаграмм». Посмотрите на рисунок 2, на котором показан пример организационной диаграммы. Как видите, на диаграмме стремятся создать понятный образ объекта, поэтому блоки располагаются в определённой последовательности. Для создания собственного варианта организационной диаграммы можно воспользоваться либо программным средством для построения организационной в виде специальной надстройки (объекта), либо средством рисования диаграмм (SmartArt) в Word.


Рис. 2. Организационная диаграмма фирмы

Последовательность построения диаграммы заключается в следующем:

§  Открыть новый документ Word, сохранить его под именем - Структура.

§  Запустить диалоговое окно «Вставка объектов», выбрать на вкладке – Создание строку:  , после чего, появится в документе Word условное изображение диаграммы и программная надстройка для создания организационной диаграммы, как показано на рисунке 3.

Внимание!!! Если на вашем компьютере в окне Вставка объектов отсутствует строка , то начните выполнять задание 2.

Рис. 3. Программная надстройка для создания организационной диаграммы

§  Изучить содержание строки меню, последовательно раскрывая каждый пункт меню, представленного на рисунке 4.

Рис. 4. Строка меню и набор стандартных блоков для построения организационной диаграммы

 - Масштаб, щёлкните место на диаграмме, чтобы увеличить или уменьшить диаграмму.

 - Для каждого создаваемого блока выберите тот блок, к которому будет относиться подчинённый, а затем щёлкните по рамке.

 - Коллега (может быть слева и справа) для добавления блока, щёлкните по нему, а затем подведите курсор к рамке прямоугольника, чтобы подсоединить новый блок.

 - Руководитель всегда сверху, поэтому курсор надо подводить к рамке прямоугольника сверху.

 - Для каждого добавляемого помощника выберите эту команду, а затем щёлкните по рамке прямоугольника (блока), к которому должен быть присоединён помощник.

 - Текст, сначала необходимо щёлкнуть по полю прямоугольника (выделить его), а затем щёлкнуть по элементу, чтобы ввести текст.

 - Выбор, чтобы выделить элемент или рамку, необходимо щёлкнуть по элементу (утопить), а затем подвести курсор к нужному элементу на диаграмме.

В строке меню группа  позволяет задать порядок формирования блоков диаграммы. Выделено несколько групп для общей компоновки блоков диаграммы, а также для расположения помощников и руководителей. На рисунке 5 представлены варианты расположения блоков для построения организационной диаграммы.

Рис. 5. Блоки для выбора варианта расположения элементов диаграммы

 

§  Построить вариант организационной диаграммы, используя возможности команд меню надстройки для построения организационных диаграмм.

§  Закрыть окно надстройки организационных диаграмм.

§  Сохранить документ.

Задание 2. Создать организационную диаграмму в виде рисунка

Цель выполнения задания – освоить возможности объекта – SmartArt для визуального представления информации в виде организационной диаграммы.

В качестве примера создания диаграммы, воспользуйтесь схемой, которая представлена на рисунке 3. Для выполнения задания необходимо выполнить:

§  На ленте выбрать закладку Вставка, и раскрыть пиктограмму  - Визуальное представление информации в виде рисунков SmartArt, после чего, будет открыто окно (рис. 6).

Рис. 6. Окно для выбора построения организационной диаграммы

 

§  Выбрать форму рисунка – Иерархия, отметить вид представления диаграммы и нажать на кнопку ОК, после чего, на ленте будет добавлена вкладка – Конструктор, а на документе Word появится заготовка рисунка с отображением выбранного варианта иерархической схемы.

§  Изменить конфигурацию иерархической схемы (либо воспользуйтесь образцом, который показан на рис. 2, либо придумайте собственную схему). Для управления, вводимыми изменениями, воспользуйтесь группой инструментов – Создать рисунок, которая находится на вкладке – Конструктор. На рисунке 7 показаны команды добавления фигур и коррекции макета, которые находятся в группе – Создать рисунок.

Рис. 7. Варианты добавления фигур (блоков) на диаграмме, а также создания структуры расположения блоков

 

§  Оформить окончательно организационную диаграмму, введя в блоки необходимый текст, и изменить стили представления блоков.

§  Сохранить организационную диаграмму в отчёте.

Обратите внимание, что надстройка SmartArt позволяет создавать (конструировать) рисунки различной конфигурации со связями блоков, попробуйте воспользоваться другим вариантом представления рисунка, чтобы создать схему с выразительным представлением информации.

Задание 3. Вставить в документ формулу и отредактировать её

Цель выполнения задания – освоить правила встраивания готовых формул в документ Word с последующей их коррекцией.

Когда появляется необходимость внутри текстового документа вставлять формулы сложной конфигурации, тогда целесообразно использовать специальное средство для создания формул. Следует напомнить, что в приложении Word 2010 имеется целый набор уже готовых формул, которые легко использовать и редактировать. Для обращения к режиму работы с формулами, необходимо открыть вкладку – Вставка, в группе Символы выбрать пиктограмму , и щёлкнуть по значку раскрывающегося списка, тогда будет открыто окно с наименованиями встроенных формул (рис. 8).

Рис. 8. Окно со списком встроенных формул

 

Предположим, необходимо дать пояснения, что такое Бином Ньютона, и привести формулу для вычисления биноминального ряда. Напомним, что под Бино́мом Нью́то́на подразумевают формулу для разложения на отдельные слагаемые целой неотрицательной степени суммы двух переменных.

Для отображения формулы в документе достаточно выполнить следующие действия:

§  Открыть список в пиктограмме .

§  Выбрать готовую встроенную формулу из соответствующего окна, щёлкнуть левой клавишей мыши. В документе получим следующую картинку (рис. 9):

Рис. 9. Отображение формулы в документе

 

§  Следующий шаг необходимо выполнить, чтобы изменить шрифт написания букв в формуле, например, все буквы должны отображаться курсивом, 12pt. Эта операция может быть выполнена только над всем объектом (попробуйте).

§  Проведите замену букв в формуле на другие, сделайте вывод.

Обратите внимание, что корпорация Microsoft всегда соблюдает тактику поддержки более ранних версий своих программных продуктов в новых версиях. Так, например, может случиться, что пользователь Word 2007\2010 должен подготовить документ с формулами для более ранних версий Word, тогда можно воспользоваться вставкой объекта на страницу Word 2007\2010 для построения формул, который имеет название: . Найти этот объект можно в окне – Вставка объектов (Вставка-). На экране пользователя будет отображаться панель инструментов для создания формул, а лист Word будет отображаться в виде более ранних версий текстового редактора Word, как показано на рисунке 10. После завершения создания формулы, она будет отображаться в документе Word 2007\2010.

Рис. 10. Отображение листа Word при использовании объекта для ввода формул -  

 

Задание 4. Создать новую формулу в тексте документа

Цель выполнения задания - научиться создавать сложные формулы с помощью конструктора формул.

Предположим, необходимо создать новую формулу, которой в списке нет, тогда потребуется использовать режим конструктора формул. Обратите внимание, что при обращении к строке – , в документе, где был установлен курсор, появляется окно с наименованием – Место для формулы, а на панели инструментов отобразится вкладка – Конструктор, а над ней вкладка – Работа с формулами (рис. 11).

Рис. 10. Окно конструктора форм

 

Выполнение задания по проектированию формулы с помощью конструктора заключается в следующем:

§  Открыть документ – Отчёт.docx, сделать в нём заголовок: Работа с формулами.

§  Ввести текст, который находится на рисунке 12.

Рис. 12. Задание для разработки собственной формулы

 

§  Приступить к проектированию формулы: Коэффициент конкордации (рис. 12).

§  Сохранить отчёт.

Задание 5. Создать логотип фирмы

Цель выполнения задания – научиться объединять объекты, которые созданы различными приложениями, и создавать собственный объект, который может иметь связи с несколькими независимыми документами в среде Windows.

Логотип используется для вставки в бланки организации, деловые документы, почтовые сообщения, на Web-страницах. Конечно, логотип можно создавать с привлечением художника, но в данной работе показан принцип, как можно использовать возможности текстового редактора Word для создания иллюстраций (логотипа). Перечень объектов, которые целесообразно использовать при создании логотипа непосредственно в редакторе Word, собран на вкладке – Вставка в группе – Текст. Часть объектов уже была использована в предыдущих примерах выполнения заданий. На рисунке 13 показан сам логотип и указаны объекты, которые были использованы для работы.

Рис. 13. Пример создания логотипа средствами Word

 

 Для выполнения данного задания, потребуется осуществить следующие действия:

§  В документе с именем – Отчёт.docx сделать заголовок: Создание логотипа.

§  Установить курсор на новой строке, на кладке – Вставка щёлкнуть левой клавишей мыши по пиктограмме . В открывшемся окне выбрать форму надписи и щёлкнуть по ней.

§  В открывшемся окне – Изменение текста WordArt установить параметры шрифта, а затем ввести текст, в данном примере введено: Моя фирма. Обратите внимание, что после появления надписи WordArt на странице документа появится новая панель инструментов с двумя вкладками – Формат и – Работа с объектом, как показано на рисунке 14.

§  Провести редактирование созданной надписи, используя на вкладке группу команд – Стили WordArt.

Рис. 14. Вкладка Формат с группами команд для редактирования надписи WordArt

 

§  Установить курсор ниже текста, открыть вкладку – Вставка, щёлкнуть по пиктограмме , в диалоговом окне – Вставка объекта на вкладке – Создание, выделить строку с наименованием: , после чего в документе Word будет открыт объект – Paint (рис. 15).

Рис. 15. Подсоединение объекта Paint к документу Word

 

§  В строке меню выберите Правка→Вставить из файла. Найдите подходящий рисунок в диалоговом окне – Вставка из файла, выделите его, и нажмите на кнопку .

§  Отмасштабируйте рисунок по положению и по размеру.

§  На панели инструментов Paint выберите инструмент  - текст, курсор мыши установите в окно с рисунком и обозначьте место для ввода текста, удерживая левую клавишу мыши.

§  Отпустите клавишу мыши, введите необходимый текст.

§  Перенесите название фирмы (объект WordArt) на поле рисунка, для чего щёлкните по объекту, а затем дайте команду – Вырезать (объект будет находиться в буфере обмена). Обратите внимание, что рисунок появился в документе Word без рамки.

§  Дважды щёлкните левой клавишей мыши по объекту WordArt (рисунок с надписью), откроется опять объект Paint.

§  Выберите в строке меню Правка→Вставить, после чего объект WordArt появится на поле, создаваемого логотипа.

§  Нажмите на пиктограмму  - выделение, обведите созданную композицию, и перетащите в левый верхний угол, как показано на рисунке 16.

§  Чтобы логотип был небольшим, необходимо установить размеры его подложки (белое поле на рис.16). Для этого передвиньте линейки прокрутки вниз и вправо, а затем ухватитесь курсором мыши за чёрный прямоугольник и сдвиньте границы подложки рисунка. 

Рис. 16. Результаты объединения объектов в окне Paint

 

§  Освободите рисунок логотипа.

§  Сохраните готовый логотип в виде отдельного файла с расширением .bmp, что в дальнейшем позволит использовать его в различных документах, как объект, который будет иметь связь с исходным файлом. При внесении изменений в логотип (файл с расширением .bmp) все изменения будут отображаться в документах с этим логотипом. Проверьте, как это работает на практике.

§  Сохраните документ.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что подразумевают под термином – Объект в документе Word?
  2. Каким образом вставляют объекты в документ?
  3. Чем отличаются средства для построения организационных диаграмм в документе Word, такие как: Надстройка организационных диаграмм для приложений MS Office и построение рисунков организационных диаграмм – SmartArt?
  4. Какие правила добавления фигур существуют при построении организационных диаграмм?
  5. Как правильно использовать средство для построения формул в документах Word 2007\2010?
  6. Для каких целей создаются объекты пользователя, состоящие из нескольких стандартных объектов?
  7. Как установить связь объекта, созданного пользователем с приложениями VS Office?

Вернуться к началу темы

 

Hosted by uCoz